Коммерсантъ,
6 апреля 2001 г.
Дума подстраховалась
739 просмотров
Вчера был неожиданно принят в первом чтении законопроект об обязательном страховании ответственности автовладельцев — не прошло и пяти лет после первого внесения его в Госдуму. Когда он вступит в силу, в России исчезнут разборки на дорогах — за все дорожно-транспортные происшествия будут платить страховщики. Они же, впрочем, больше всех и заинтересованы в этом законе, поскольку он гарантирует им стабильный приток минимум $1 млрд в год.
В Европе осталось всего две страны, не имеющих закона о страховании автогражданской ответственности, — Россия и Армения. И еще вчера казалось, что эта ситуация изменится очень не скоро. Пять лет обсуждения в Думе принесли законопроекту "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" репутацию одного из самых непроходных (см. справку). Тем более что в СССР аналогичный законопроект, впервые представленный на суд законодателей в 1924 году, так и не стал законом. Однако вчера депутаты проправительственных фракций все же сломили сопротивление главных критиков закона — коммунистов и аграриев. Закон набрал 51,3% голосов и вышел на второе чтение. Кстати, разработчики вчера очень гордились этой цифрой, демонстрирующей, с их точки зрения, конечный успех их закона — именно 51,3% набрал президент на выборах. "Это очень важный и нужный закон для России, — заявил "Ъ" один из разработчиков проекта, зампред банковского комитета Владимир Тарачев. — Наконец мы расстанемся с дремучестью и станем наравне с цивилизованными странами". По его словам, в мире только 8% автомобильного парка находится вне системы обязательного страхования и более 5% приходится на Россию. По приблизительным подсчетам депутатов, приобщение к цивилизованному миру обойдется 60 млн российских автовладельцев в 24 млрд рублей в год. За страховку, по оценке депутатов, им придется выложить чуть больше стоимости заправки бака "Жигулей" — порядка 400 рублей. Насколько эта оценка окажется верной, сказать сложно — сейчас подобная страховка стоит около 2500 рублей. При таких расценках страховщики смогут рассчитывать уже на $5 млрд в год. В законе, кстати говоря, тарифы не указаны — их будет устанавливать страхнадзор. Правда, ему придется ориентироваться на минимально возможные взносы — в противном случае большой части автовладельцев страховка будет просто не по карману.
Согласно законопроекту, определенная договором страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим аварию убытки, должна быть не менее 400 тыс. рублей. Предельная величина страховой выплаты в части возмещения ущерба здоровью составляет 160 тыс. рублей (если пострадал один человек), по возмещению вреда имуществу — 120 тыс. рублей (если разбита одна машина). Если же в ДТП пострадало больше одного человека, то суммы увеличиваются до 240 тыс. (и это максимальная выплата по возмещению ущерба здоровью) и 160 тыс. рублей (на ремонт машины).
Собирать взносы с владельцев получат право страховщики, имеющие хотя бы одно представительство в каждом субъекте федерации и не получавшие нареканий от страхнадзора в течение последних двух лет. Для компаний законом установлен предел доходности в 5%. За счет оставшихся средств они обязаны формировать резервы на выплаты. Большинство участников страхового рынка, опрошенных вчера "Ъ", восприняли принятие законопроекта с восторгом. Ведь он гарантирует страховщикам внушительный и стабильный приток средств населения. Были и другие мнения. "После первого года работы закона у страховщиков пройдет эйфория. Показатели убыточности по автострахованию на Западе зашкаливают за 80%", — заявил "Ъ" президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Впрочем, если страховщик обанкротится, автовладелец все равно сможет получить деньги. Дополнительным гарантом будет служить Федеральный автотранспортный гарантийный фонд (ФАГФ), который будет платить пострадавшим в случаях банкротств, а также в случае, когда виновник ДТП скрылся с места аварии. Проект по автострахованию вносит изменения и в закон "О безопасности дорожного движения". Теперь автовладелец, не застраховавший ответственность, не будет иметь права садиться за руль. За отсутствие на лобовом стекле страховой карточки ГИБДД будет штрафовать на сумму от 0,5 до 1 МРОТ. Второе чтение проект пройдет осенью, и если он снова будет одобрен, к концу года его примут окончательно. В действие он тогда вступит 1 января 2002 года.
Долгая дорога в Думу Впервые о необходимости обязательного страхования автовладельцев в СССР заговорили еще в 1924 году, затем к нему возвращались в начале 80-х. В России написанием текста закона вплотную занялись в 1996 году. Однако рубеж первого чтения он никогда пересекал. В 1998 году его отклонили в первом чтении. В марте прошлого года он опять не прошел первого чтения. За это время проект неоднократно переписывался. Уточненных редакций было четыре. Переломным моментом в судьбе "автогражданки" разработчики считают сентябрь прошлого года. Тогда на парламентских слушаниях был зачитан проект заключения правительства с замечаниями. В результате текст закона снова основательно переписали, и он получил положительное заключение правительства.
ГРИШИНА Т.
Вся пресса за 6 апреля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|